Работа № 2
Создание блок-схем динамических звеньев в VisSim'е

Цель работы

Приобретение навыков работы с графическим интерфейсом программы VisSim. Создание персональной библиотеки универсальных моделей, которую студент будет использовать на занятиях последующих курсов (ТАУ, Математическое моделирование, дипломное проектирование).

Программа работы в лаборатории

  1. Создать копии блок-схем динамических звеньев в программе VisSim по представленному образцу (см. чертеж модели программы Jigrein встроенный в данный документ).
  2. Установить параметры созданных динамических звеньев такими же, как в представленном образце.
  3. Установить свойства симуляции.
  4. Проверить качество сборки звеньев сравнением осциллограмм переходных процессов.
  5. Подготовить вопросы преподавателю по проделанной работе.

Методические указания

Динамические звенья – это простейшие универсальные модели, из которых можно составить модель любого технического устройства, любой сложности и степени точности. Есть программы, которые имеют динамические звенья в своих библиотеках. Но существуют популярные программы без библиотек. Динамические звенья используются так часто, что специалисты составляют их на память и мгновенно выбирают параметры.

При использовании программы VisSim модели звеньев удобно хранить в одном файле. В дальнейшем им можно будет пользоваться как библиотекой при составлении других моделей, копируя нужные звенья (фрагменты блок-схемы) из одного окна программы в другое.

Порядок создания составного блока в программе VisSim отличается от порядка выполнения аналогичного действия в программе Jigrein. На свободном поле чертежа следует собрать фрагмент блок-схемы, которую предполагается инкапсулировать в составном блоке. Подключить входы и выходы фрагмента к любым блокам (вынесенным из прямоугольной области фрагмента блок-схемы). Выделить мышкой фрагмент блок-схемы и выполнить команду меню Edit > Create Compound Block. Щёлкнуть другой кнопкой мыши по созданному составному блоку для перехода внутрь. Поправить расположение инкапсулированного фрагмента относительно входов и выходов на правой и левой границе чертежа, так чтоб не пересекались связи. Следует принять во внимание, что лучшее расположение блок-схемы – ближе к верхнему левому углу (блок-схема будет видна без прокрутки при любом разрешении монитора).

После выполнения лабораторной работы и проверки результата, которую осуществит преподаватель, студенту следует подойти к инженеру, обслуживающему компьютерный класс, и попросить сделать копию файла на дискету или флеш-носитель.

Чертёж 1

Чертёж 2

Чертёж 3

Чертёж 4

5.09.2007