Описание блоков Часть 1

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4


Анимационные

animate

Блок анимация позволит Вам создать анимацию в течение симуляции. См. раздел: Создание анимации.

Анимационные

lineDraw

Блок анимацияЛинии позволит Вам создать анимацию в течение симуляции. См. раздел: Использование блока 'анимацияЛинии'.


Аннотационные

bezel

Блок панель предназначен для оформления прямоугольных фоновых областей, когда VisSim работает в режиме "Дисплей оператора".   Например, отдельные визуализирующие инструменты и элементы управления на едином фоне могут смотреться как законченная функциональная панель оператора. VisSim может либо залить блок панель монотонным цветом из палитры, либо подключить назначаемый Вами bmp-файл растровой графики.

Если режим "Дисплей оператора" деактивирован, то блок панель так же отображается позади блок-схемы, однако, появляется его рамка и Вы можете мышью изменять размеры. При подключении нового фонового bmp-файла, размер блока автоматически корректируется по изображению.

Диалоговое окно 'Создание пассивной фоновой панели'

Опция

Описание

Имя файла

В этой строке ввода требуется ввести путь и имя файла фонового изображения. Допустимо использование только bmp-файлов растровой графики

Изображение

Нажатие на эту кнопку вызывает открытие диалогового окна с bmp-фильтром для облегчения ввода имени файла. Если кнопка не активна, то деактивируйте опцию "Заполнить однородным цветом"

Заполнить однородным цветом

Активизация этой опции активизирует кнопку "Выбор цвета", деактивирует строку ввода "Имя файла", в результате чего блок панель будет залит однородным цветом из палитры

Выбор цвета

Нажатие на эту кнопку вызывает открытие системного диалогового окна "Цвет". С его помощью Вы можете выбрать цвет для заливки блока панель

 

Аннотационные

comment

Блок комментарий позволяет Вам качественно документировать модели. Для входа в режим редактирования нужно позиционировать указатель мыши над блоком и нажать другую ее кнопку. Для выхода - щелкнуть мышкой вне блока по свободному участку рабочего поля. Размеры блока меняются мышкой перемещением рамки. Блок комментарий поддерживает только общепринятые клавиатурные команды редактирования текста.

Вы можете воспользоваться Word-ом для подготовки текста с богатым форматированием и последующим его переносом в блок комментарий посредствам клавиатурных команд копирования / вставки (CTRL+c / CTRL+v). Однако для сохранения информации, скажем о цвете шрифта, Вам необходимо активировать опцию "Расширенный текстовый формат" на вкладке "Глобальные настройки среды" диалогового окна, которое вызывается командой меню Правка > Настройки. При этом размер vsm-файла значительно увеличится, поскольку текст будет сохранен в rtf-формате. Если опция активирована не будет, то форматирование текста будет определено исключительно системным диалоговым окном, которое вызывается командой меню Вид > Шрифт.

Аннотационные

date

Блок дата отображает текущую дату и время. Необходим только для напоминания Вам о том, что надо отрываться от любимой программы для отдыха. Дата и время модифицируются, если Вы перемещаете блок, распечатываете блок-схему, или ваши действия вызывают обновление экрана. Если отображается неверная дата или отстают часы, то коррекцию можно выполнить через "Панель управления" OS Windows. Для получения дополнительной информации, см. Руководство пользователя OS Microsoft Windows.

Аннотационные

label

Блок метка весьма удобен при оформлении блок-схемы небольшими комментариями. Например, при маркировке сигналов. Для метки можно определить атрибуты текста и цвета фона.

Следует помнить, что для большинства блоков Вы можете определить метки в их диалоговых окнах свойств. Они будут видны, если Вы активируете режим их отображения командой меню Вид > Параметры блоков (параметры отображаются, если не определена метка).

Диалоговое окно 'Свойства метки'

 

Поле / Опция

Описание

Метка

В этом поле ввода необходимо ввести желаемый текст. Нажатие клавиш CTRL+ENTER приводит к переводу курсора на новую строку

Атрибуты

Нажатие на кнопки "Цвет фона" и "Шрифт" вызывает открытие соответствующих диалоговых окон для назначения индивидуальных атрибутов текстовой метке.

Деактивируйте опции "Изменить цвет" и "Изменить фон", если Вы желаете, дабы на оформление метки действовали глобальные атрибуты, определяемые командами меню Вид > Шрифт, Вид > Цвет

 

Аннотационные

scalarToVec

Блок скаляр->вектор выполняет две функции. Во-первых, он позволят собрать большое количество проводников в шину (как в электрических принципиальных схемах), что повышает качество оформления блок-схемы. Во-вторых, сигналы, собранные в шину могут быть использованы в операциях векторной и матричной алгебры. Для вывода отдельных сигналов из шины используйте блок вектор->скаляр.

Аннотационные

vecToScalar

Блок вектор->скаляр позволяет вывести из сигнальной шины отдельные проводники. Для формирования шины с проводниками используйте блок скаляр->вектор.

Аннотационные

variable

Блок переменная существенно облегчает разработку больших блок-схем и повышает их наглядность. Он позволяет передавать сигналы без использования проводников. Имеется механизм локализации переменной в пределах ветви иерархии или уровня. Для получения дополнительной информации, см. раздел Передача сигналов переменными.

Аннотационные

wirePositioner

Блок фиксаторПровода позволит Вам держать под контролем "повышенную интеллектуальность" VisSim-а в отношении отрисовки проводниковых связей. Он не преобразовывает сигналы и не требует временного ресурса в процессе симуляции. Может фиксировать как одиночные проводники, так и шинные. Бывает удобен в процессе отладки, если Вам необходимо переподключать совокупность входов к одной из альтернативных точек блок-схемы -  подключите входы к выходу этого блока и переподключайте его вход. Для получения дополнительной информации, см. раздел: Блок 'фиксаторПровода'.


Арифметические

1/X

 y = 1/x

Блок 1/X возвращает обратную входному сигналу величину. На вход можно подключить шинный проводник, те возможно выполнение операции для матрицы. Однако обратная величина будет найдена индивидуально для каждого элемента. Те. результат не есть обратная матрица, для вычисления которой следует использовать блок обратныйОператор.

Арифметические

-X (инверсия)

 y = – x

Блок -X инвертирует входной сигнал. К входу можно подключить либо одиночный проводник, либо шинный (те возможно выполнение операции для матрицы).

Арифметические

* (умножение)

 y = – x1·x2·…·xn

Блок * (умножение) перемножает входные сигналы. Если на часть входов сигналы не поданы, то VisSim подает на них единичное значение (это исключение - значения на неподключенных входах других блоков обнуляются). Возможно выполнение операции для шинных проводников, те для матриц-шин одинакового размера. Матрицы-шины перемножаются поэлементно. Можно умножить все сигналы в шине на один масштабирующий сигнал.

Для векторного перемножения сцепленных матриц (число столбцов первой матрицы должно быть равно числу строк второй) используйте блок умножитель в категории "Матричные операции".

Арифметические

/ (деление)

 y = xl / xr

Блок / (деление) делит сигнал на верхнем входе xl на сигнал на нижнем входе xr. Если входной сигнал  xr не подан или равен нулю, то VisSim выводит информационное сообщение о факте деления на ноль и устанавливает флаг ошибки, раскрашивая блок красным цветом. Возможно выполнение операции для шинных проводников, те для матриц-шин одинакового размера. Матрицы-шины будут поделены поэлементно. Можно так же делить все сигналы в шине на один масштабирующий сигнал или выполнять обратную операцию.

Будьте внимательны, для вычисления обратной матрицы следует использовать блок обратныйОператор в категории "Матричные операции".

Арифметические

abs

 y = | x |

Блок abs возвращает абсолютное значение входного сигнала. Возможно выполнение операции для совокупности сигналов в шинных проводниках

Арифметические

unitConversion

Блок конвертерВеличин переводит величины из одних единиц измерения в другие. Список физических величин подробен. В него входят: длинна, площадь, объем, величина потока, давление, скорость, ускорение, масса, сила, мощность, угловые величины, скорость вращения, момент, инерция вращения, температура, энергия, заряд, емкость, индуктивность, сопротивление, ток, напряжение,  магнитный поток, и пр. Например, Вы можете конвертировать: температуру из градусов Цельсия в градусы Кельвина; энергию из джоулей в киловатт часы. Преобразуемые величины всегда отображаются на блоке.

Диалоговое окно 'Конвертера физических величин'

Список выбора

Описание

Класс

В этом списке выбора следует указать физическую величину, единицы измерения которой необходимо конвертировать

из

В этом списке выбора следует указать единицу измерения физической величины, которая подана на вход блока конвертерВеличин

в

В этом списке выбора следует указать требуемую единицу измерения физической величины на выходе блока конвертерВеличин

 

Арифметические

convert

Блок конвертерТипов служит для преобразования типов данных, с которыми работает компьютер: char, unsigned char, short, unsigned short, int, long, unsigned long, float, и double.

Преобразования данных могут сопровождаться переполнениями. Для отслеживания подобных ситуаций активизируйте предупреждения "О числовом переполнении". См. раздел: Установка предпочтений симуляции

Арифметические

gain

 y = x · коэффУсиления

Блок коэффУсиления масштабирует входную величину пропорционально задаваемому коэффициенту. Возможно выполнение операции для совокупности сигналов в шинных проводниках. Не следует путать блок коэффУсиления с усилителем. Блок коэффУсиления - это безинерционное звено, поэтому его нельзя охватывать цепью отрицательной обратной связи - получается алгебраическая петля.

Диалоговое окно свойств блока 'коэффУсиления'

Строка ввода

Описание

K (Gain)

В этой строке ввода необходимо определить коэффициент передачи входного сигнала. Значение по умолчанию 1

Метка

В этой строке ввода можно определить текстовую метку для блока. В схемах электрических принципиальных метке подобны подписи типа "R1 1k2". Метка будет отображаться под блоком

 

Арифметические

pow

#########

Блок pow масштабирует сигнал x1, возводя его в степень, значение которой определяет параметр или сигнал x2. Возможно выполнение операции для шинных проводников, те для матриц-шин одинакового размера. Матрицы-шины возводятся в степень поэлементно. Можно так же возводить в одну степень все сигналы в шине, или один сигнал возвести во множество степеней. Если в операции показатель степени x2 должен определять сигнал, а не постоянный параметр, то блоку pow необходимо добавить второй вход.

Демонстрация работы блока 'pow'

Для вычисления матричных операций типа Y = X2, используйте блок умножитель в категории "Матричные операции".

Диалоговое окно свойств блока 'pow'

Строка ввода

Описание

Степень (Exponent)

В этой строке ввода необходимо определить показатель степени, в которую будет возведен входной сигнал. Значение по умолчанию 2. Если будет добавлен второй вход для динамического задания показателя степени, то его значение, введенное в этой строке, будет игнорироваться

Метка (Label)

В этой строке ввода можно определить текстовую метку для блока. В схемах электрических принципиальных метке подобны подписи типа "R1 1k2". Метка будет отображаться под блоком

 

Арифметические

sign

#########

Блок sign возвращает значение - признак знака входного сигнала:

Арифметические

summingJunction

 y = x1 + x2 + … + xn

Блок сумматор суммирует совокупность входных сигналов. Впрочем, для любого входного сигнала Вы можете изменить знак, и он будет вычитаться. Для этого, удерживая клавишу CTRL, щелкните мышкой по входу сумматора, когда вид указателя смениться на стрелку #########.

Возможно выполнение операции для шинных проводников, те для матриц-шин. Матрицы-шины суммируются поэлементно. Если размеры матриц не совпадают, то VisSim увеличивает меньшую, дополняя ее нулями. Можно так же просуммировать все сигналы в шине с одним сигналом.

Демонстрация возможностей блока 'сумматор'


Логические

> (больше чем)

#########

Блок > (больше чем) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

< (меньше чем)

#########

Блок <= (меньше чем) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

>=

#########

Блок >= (больше чем или равно) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

<=

#########

Блок <= (меньше чем или равно) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

== (равно)

#########

Блок == (равно) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

При выполнении логических операций сравнения (<, <=, >, =>, ==, !=) следует помнить, что результат может быть неверный, если входные величины - это числа с плавающей точкой (float, double, или long double). Причина состоит в фундаментальных принципах функционирования математических сопроцессоров. Те значения в младших знакоместах мантиссы чисел с плавающей точкой могут различаться даже при повторении одной и той же совокупности машинных команд и вероятность отличий тем больше, чем больше выполнено математических вычислений до операции сравнения. При этом при визуализации мантисса (до 20 знакомест) выводится не полностью (0,500000000…0000000xx) и обнаружить ошибку сложно.

Демонстрация возможных ошибок при выполнении операций сравнения для числ с плавающий точкой

Логические

!= (не равно)

#########

Блок != (не равно) сравнивает два входных сигнала:

Вход для сигнала x1 маркирован литерой 'l' (слева в логическом выражении). Вход для сигнала x2 - литерой 'r' (справа в логическом выражении). Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

and

 y = x1 поразрядное И x2

Блок and выполняет поразрядное логическое умножение входных сигналов (логическая операция И). Количество входных сигналов может быть до 256.

x1 x2 y
0
0
1
1
0
1
0
1
0
0
0
1

Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

not

#########

Блок not выполняет логическую инверсию входного сигнала (логическая операция НЕ):

Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

or

 y = x1 поразрядное ИЛИ x2

Блок or выполняет поразрядное логическое сложение входных сигналов (логическая операция ИЛИ). Количество входных сигналов может быть до 256.

x1 x2 y
0
0
1
1
0
1
0
1
0
1
1
1

Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.

Логические

xor

 y = x1 поразрядное ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ x2

Блок xor выполняет поразрядное логическое сложение по модулю 2 входных сигналов (логическая операция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ). Количество входных сигналов может быть до 256.

x1 x2 y
0
0
1
1
0
1
0
1
0
1
1
0

Щелчок другой кнопкой мыши по блоку вызывает контекстное меню, позволяющее изменить логическую операцию.


Интерфейсы

ActiveX read

Блок ActiveX-приемник позволяет организовать динамический прием данных в блок-схему VisSim-а в процессе симуляции из ActiveX-приложения Windows. См. раздел: Обмен данными с ActiveX приложениями.

Интерфейсы

ActiveX write

Блок ActiveX-передатчик позволяет организовать динамическую передачу данных из блок-схемы VisSim-а в процессе симуляции в ActiveX-приложение Windows. См. раздел: Обмен данными с ActiveX приложениями.

Интерфейсы

DDE

Блок DDE-интерфейс (dynamic data exchange) позволяет организовать в процессе симуляции двусторонний динамический обмен данными между VisSim-ом и другим приложением Windows. См. раздел: Создание двунаправленной DDE-связи.

Интерфейсы

DDEreceive

Блок DDE-приемник позволяет организовать динамический прием данных в блок-схему VisSim-а в процессе симуляции из другого приложения Windows. Здесь приложение будет сервером, VisSim - клиентом. См. раздел: Создание DDE-связи от приложения к VisSim-у.

Интерфейсы

DDEsend

Блок DDE-передатчик позволяет организовать динамическую передачу данных из блок-схемы VisSim-а в процессе симуляции в другое приложение Windows. Здесь VisSim будет сервером, приложение - клиентом. См. раздел: Создание DDE-связи от VisSim-а к приложению.