Клиначев Н.В.

Вузы России внедряют систему управления обучением "Moodle".
Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Показаны грубые ошибки проектирования интерфейса пользователя "Электронной системы управления обучением Moodle". Названы критерии оценки эргономичности для частного случая. Представлен расчёт затрат времени и ресурсов. Для наполнения базы данных системы и распечатки "Журнала преподавателя" предложено альтернативное приложение (веб-страница). Даны рекомендации администраторам к подключению.

Ключевые слова: электронный вуз, журнал преподавателя, система управления обучением, moodle, learning managment system.

Введение

Согласно Википедии, Moodle – система управления курсами, также известная как система управления обучением (LMS – learning managment system) или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Moodle переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в стапятидесяти странах мира. В том числе в России (согласно требованиям Рособрнадзора, вузы должны предоставлять услуги в более прозрачном режиме).

Кадр из мультфильма Приключения капитана Врунгеля
Фото 1. Капитан Врунгель и яхта "БЕДА",
на которой он отправляется ...

В требованиях Рособрнадзора нет ничего плохого. Идея внедрения электронной системы управления обучением тоже позитивна. Но заставь дурака евро-богу молиться и 5000 преподавателей вуза лбы расшибут.

Операции с учебной средой "Moodle" и её название

Главными пользователями системы являются преподаватель и студент. Основной функционал предполагает следующий сценарий использования. Преподаватель отмечает явку студентов на занятия, выставляет оценки. Студент загружает в дата-центр отчеты о выполненной работе в электронной форме. Предполагается, что накопленные данные будут храниться на протяжении жизни человека. Поэтому аппаратная часть системы весьма дорогостоящая – это малый промышленный дата-центр. Традиционной формой предоставления любого отчета является бумага. Соответственно, массовым инструментом оцифровки документов является личный смартфон студента.

Название – Moodle – совершенно не подходит для использования в русском языке. В первый же месяц эксплуатации системы студенты начали использовать термин "электровуз" ("посмотреть ссылку на методичку в электровузе", "загрузить скан отчета по лабораторной работе в электровуз", "отметить посещаемость в электровузе"). Не будем мешать – ничего негативного в термине нет. Далее по тексту читаем "электровуз", подразумеваем – Moodle.

Первые впечатления от знакомства со средой "Moodle"

Автор статьи полагает, что необходимо дать яркую негативную оценку того состояния, которое складывается в первые месяцы после выхода приказа ректора о вводе в эксплуатацию "Электронной системы управления обучением Moodle". Систему "Электронный вуз", по мере собственной готовности, внедряют десятки вузов страны. О недостатках системы ректоры знают, и выпускают приказы с осторожными формулировками: "О фиксировании посещаемости", "О минимальном наполнении". А для преодоления сопротивления трудовых коллективов печатаются статьи "Об эффективности бально-рейтинговой оценки знаний в LMS Moodle", и пр. Но никто не решается исправить явные ошибки программистов: изменить пользовательский интерфейс, сделать программу удобной и простой в использовании. LMS Moodle существует на рынке не год и не два. Если в первые месяцы работы с системой преподаватели не смогут сформулировать техническое задание на её доработку и не займут жесткую, обоснованную позицию, то недостатки будут исправлены, но удовольствие растянут (обновлениями системы) на ближайшие 15 лет. Спасение, как обычно, в виде "манны небесной", придет с запада. А эффективность труда преподавателей (качество образования в России) будет снижаться. Автор статьи предлагает решение – готовую программу. Ниже по тексту дает объяснение, что, как и почему надо изменить сегодня.

В печатной форме журнал преподавателя – это две сводные таблицы и пять списков на одном листе бумаги
Фото 2. Журнал преподавателя

В нашей стране, к счастью, безграмотных нет. И каждый гражданин нашей страны знает как выглядит журнал, в котором преподаватель выставляет оценки. Не каждая уборщица у нас умеет пол мыть, но, к чести своей, знает, что журнал заполняется как таблица умножения. Для moodle-программистов – это откровение.

В LMS Moodle списки посещений занятий разделены по разным веб-страницам (это очень неудобно)
Рис. 1. Процесс фиксации "посещений" в LMS Moodle
(за 18 рабочих недель)

Все данные журнала преподавателя, которые можно было разделить по разным веб-страницам, moodle-программисты разделили (см. рис. 1 и рис. 2). Причина простая – программисту Евросоюза платят не за эргономические свойства продукта, а за количество веб-форм (рабочий класс как может, так и отвечает на эксплуатацию).

Списки оценок в LMS Moodle разделены по разным веб-страницам (это очень неудобно)
Рис. 2. Списки "оценок" в LMS Moodle

Процесс фиксации посещений выполняется в тех окнах браузера, которые показаны на рис. 1. Окна браузера (рис. 2), в которых показаны оценки, являются лишь вспомогательными. LMS Moodle предполагает просмотр еще 4-х веб-страниц для выставления одной оценки. Перечислим их. Личный кабинет, где есть ссылка в списке заданий присланных студентами к проверке. Страница описания задания, где есть переход к списку группы. Страница со списком группы, где нужно найти студента, приславшего задачу к проверке, и перейти по гиперссылке. Страница просмотра pdf-документа – сканированных изображений бумажных документов, где предусмотрено выставление оценки и возврат в личный кабинет к списку непроверенных задач. На необходимость обновлять страницы и на не умещающийся в странице список студентов группы ("показать следующие 20 записей") обращать внимание не будем.

Экранная копия отчета оценки в LMS Moodle
 

Рис. 3. Экранная копия отчета "оценки" в LMS Moodle, 3921 x 2241 пиксель (9 экранов стандартных ноутбуков)

А теперь, класс, внимание! К доске пойдет, к доске пойдет – "камчатка" даже напрягаться не стала. Найти в LMS Moodle студента, с которым нужно поработать, весьма затруднительно. Впрочем, ещё три перехода по гиперссылкам и можно увидеть "отчет оценки", см. рис. 3. Можете покатать эту "портянку" на 9 экранов. О возможности распечатать введённые в LMS Moodle данные даже говорить не хочется. Впрочем, если преподавателю "очень надо" – может выполнить экспорт данных в эксель, оформить таблицу и распечатать. Пункт технического задания о распечатках евро-программистами выполнен.

Арифметика заполнения журнала преподавателя в системе "Moodle". 1500 веб-страниц на группу

Задача. Ввести данные в LMS Moodle о группе обучаемых студентов по одной дисциплине. Исходные данные. Количество студентов – 20. Количество рабочих недель – 18 (посещения). Практических занятий – 7 (задачи). Лабораторных работ – 7 (отчёты). Посчитать затрачиваемые ресурсы: количество просмотренных веб-страниц, объём трафика, время работы с системой.

Логин / пароль: 18 нед. * (1 лек. + лр. + пр.)  = 54,   [входа]

Посещения:      18 нед. * 3 зан. * 7 стр.       = 378,  [веб-страниц]
Задачи:         20 стд. * 7 здч. * 4 стр.       = 560,  [веб-страниц]
Лабораторные:   20 стд. * 7 отч. * 4 стр.       = 560,  [веб-страниц]

Трафик:         (378 + 560 + 560) стр. * 0.5 МБ = 749,  [МБ]

Время:          (378 + 560 + 560) стр. *
                    * (10 сек загрузка +
                        + 10 сек на решение)    = 8.3,  [часа]

Визуальный поиск флага о присланной к проверке задачи:

                20 стд. * (7 здч. + 7 отч.)     = 280,  [поисков]

Рис. 4. Арифметика заполнения журнала преподавателя в системе Moodle

Примечание к рис. 4. В типовом случае, преподаватель вуза ведет учебный процесс для 6..8 групп студентов.

Журнал преподавателя – программа для электровуза

Рабочие файлы: ["Журнал преподавателя"] [Видеоролик о программе]
["Журнал преподавателя" (версия для смартфона)]
[Образец данных для журнала преподавателя]
["Журнал преподавателя c балльно-рейтинговой гистограммой"]

Можно ли сделать то, для чего требуется 1500 переходов между веб-страницами в рамках одной веб-страницы? Да. Можно ли оформить электронный журнал преподавателя так, чтобы внешний вид визуализируемых данных совпадал с классической бумажной версией знакомой каждому? Да. Можно ли сделать так, чтобы любой браузер распечатывал веб-страницу журнала преподавателя? Да. Можно ли снизить трафик до 5 МБ на каждую 1000 обращений к журналу? Да. Можно ли подключить программу к LMS Moodle и не нарушить её базовую функциональность? Да. Можно ли выполнить приказы ректора: "О фиксировании посещаемости", "О минимальном наполнении"? Да.

Воспользуйтесь гиперссылкой ниже заголовка текущего параграфа и откройте веб-приложение "Журнал преподавателя". В текущем состоянии приложение работает в автономном режиме (не подключено к LMS Moodle). Вы можете выполнять любые эксперименты с программой. Сломать что-либо невозможно. Попробуйте запросить журналы разных групп. Журналы заполнены в разной степени. Это необходимо программисту, который будет подключать программу к серверу LMS Moodle своего вуза. Выберите наиболее заполненный журнал (предпоследний). Нажмите клавишу Alt. Браузер отобразит меню. Выберите команду "Файл > Предварительный просмотр". Распечатайте документ. Убедитесь в безупречности распечатки журнала. Ввод данных в журнал выполняется нажатием левой клавиши мыши. Выберите пустой журнал. Приступите к заполнению. Введите дату. Отметьте отсутствующих. Задайте вид занятия, тип оценки. Выполните ввод оценок.

"Журнал преподавателя" – это приложение-клиент для веб-сервиса. Оно исполняется браузером. Код этого приложения соответствует совокупности стандартов HTML5. Приложение формирует запрос к серверу LMS Moodle по REST-протоколу, используя прикладной программный интерфейс браузера XMLHttpRequest. Получает данные (выборку из базы) в JSON-формате. И визуализирует их, обеспечивая интерактивное взаимодействие с пользователем. Если пользователь меняет данные, приложение подключается к серверу и передает их для хранения.

У автора есть опыт создания клиентских приложений для облачных хранилищ: Яндекс Диск, Облако Mail.ru, MS OneDrive. Но подключить приложение к серверу LMS Moodle автор не смог. Документация веб-сервисов LMS Moodle [1] является формальной отпиской. Однако, в каждом вузе, эту задачу могут решить администраторы серверов LMS Moodle. Администраторы имеют доступ к базе данных и могут самостоятельно составить запросы на выборку. Образец пакета данных, который сервер должен передать клиенту, доступен по гиперссылке.

Выводы

  1. Интерфейс пользователя "преподаватель" в "Электронной системе управления обучением Moodle" спроектирован с грубыми ошибками.
  2. Заполнение журнала преподавателя для группы из 20 студентов в "Электронной системе управления обучением Moodle" сопровождается обязательными переходами между 1500 веб-страницами. Предложено альтернативное приложение для браузера, которое позволяет решить ту же задачу с помощью одной веб-страницы.
  3. На момент ввода в эксплуатацию "Электронной системы управления обучением Moodle" ректоры вузов должны нанимать программистов и ставить задачу обновления пользовательских интерфейсов.
  4. Для объективной оценки эффективности интерфейсов пользователя "Электронной системы управления обучением Moodle" нужно вводить в программные модули публично доступные счетчики времени работы с системой.

Литература

  1. Moodle Developer Docs: Web service API functions // URL: https://docs.moodle.org/dev/Web_service_API_functions (дата обращения: 27.04.2019).
  2. Moodle Developer Docs: Creating a web service client // URL: https://docs.moodle.org/dev/Creating_a_web_service_client (дата обращения: 27.04.2019).

27.04.2019